Законодательство
Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями на 10 июля 2023 года)
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»( с изменениями на 10 июля 2023 года)
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.)
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (с изменениями на 5 марта 2022 года)
ГОСТ Р 58485-2019 Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования
РЕКОМЕНДАЦИИ по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации
Указ Президента РФ от 15.02.2006 N 116 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по противодействию
терроризму»
ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ действий нарушителя, совершающего на объекте образования преступление террористической направленности в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников
АЛГОРИТМЫ действий персонала образовательной организации, работников частных охранных организаций и обучающихся при совершении (угрозе совершения) преступления в формах вооруженного нападения, размещения взрывного устройства, захвата заложников, а также информационного взаимодействия образовательных организаций с территориальными органами МВД России, Росгвардии и ФСБ России
Федеральный закон от б октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями на 23 марта 2024 года)
Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 года № 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» (с изменениями на 31 января 2023 года
Документы
Памятка гражданам об их действиях при установлении террористической опасности
Положение об организации пропускного и внутриобъектового режима в МБДОУ «ДС № 446 г. Челябинска»
Функциональные обязанности ответственного лица по антитеррористической защите
Инструкция по обеспечению комплексной безопасности и антитеррору
Действия при обнаружении взрывоопасного предмета
— Обнаружив подозрительную вещь в общественном транспорте, опросите пассажиров. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите об этом водителю.
— Обнаружив бесхозный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей. Если владелец не установлен, немедленно сообщите об этом в отделение милиции.
— Обнаружив признаки установки взрывного устройства в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации
— Не подходите к подозрительному предмету, не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте его
— Запомните время обнаружения подозрительного предмета
— Предупредите людей, чтобы они отошли как можно дальше от опасной находки
— Обязательно дождитесь специалистов, так как вы являетесь самым важным очевидцем
— Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с подозрительными предметами — это может привести к многочисленным жертвам и разрушениям!
— Помните! Для маскировки взрывных устройств чаще всего используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты
, свертки, коробки, портфели, игрушки
Действия при стрельбе в населенном пункте
Человека, случайно попавшего под обстрел, обычно охватывают паника и страх. Как правило, он не знает, что делать. У него появляется неодолимое желание убежать от опасности. В таких ситуациях нельзя мешкать, а сразу предпринять определенные действия
На улице:
— Несмотря ни на что, сразу же ложитесь и замрите
— Осмотритесь, чтобы найти укрытие (канаву, бетонную урну, угол здания, подземный переход, бордюрный камень)
— Осторожно, лучше ползком переместитесь за укрытие.
— Учтите, что неосторожным передвижением вы можете вызвать огонь на себя, так как стреляющие могут принять вас за противника
В доме (квартире):
— Ни в коем случае не подходите к окнам, так как опасность прямого попадания пули до-статочно велика
— Укройтесь в помещении, которое не имеет окон (ванная, туалет). Это поможет вам уберечься от рикошета, так как пуля, залетевшая в окно, от бетонных или кирпичных стен может срикошетировать не один раз
— Если после перестрелки возникла необходимость оказать помощь раненым, громко предупредите их об этом. Иначе находящиеся в шоковом состоянии люди могут продолжить стрельбу
Действия при захвате в заложники
Захват, как правило, осуществляется внезапно и быстро в любом месте: на улице, в транспорте, в доме, в учреждении, на производственном предприятии. Чаще всего захват заложников происходит в транспорте.
В связи с этим:
— во время путешествия одевайтесь скромно и неброско.
— не берите с собой материалы политического, религиозного, военного характера и по возможности документы, подтверждающие ваш социальный статус.
— как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, помните: ваша цель — остаться в живых;
— если нет полной уверенности в успехе, не пытайтесь бежать;
— располагайтесь подальше от окон, дверей и преступников (места рядом с ними наиболее опасны при проведении спецслужбами операции по освобождению);
— если вы ранены, постарайтесь меньше двигаться, этим можно сократить потерю крови;
— в первые часы после захвата не высказывайте категорических отказов преступникам, не противоречьте им; позже не бойтесь обращаться к ним с просьбами о том, в чем нуждаетесь, постепенно повышая их уровень;
— если террористы находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, по возможности ограничьте с ними любые контакты;
— на совершение любых действий (сесть, встать, сходить в туалет, попить, поесть) спрашивайте разрешение, без раздумий и сопротивления отдавайте свои вещи, если этого требуют террористы;
— при общении с преступниками избегайте презрительного, вызывающего тона и поведения, которые могут вызвать гнев террористов и привести к человеческим жертвам;
— по возможности не допускайте прямого зрительного контакта с террористами, разговаривайте с ними спокойно, на вопросы отвечайте кратко;
— если вас допрашивают, многословно и свободно разговаривайте только на второстепенные темы, соблюдайте осторожность в том случае, если затрагиваются важные государственные и личные вопросы, контролируйте те свои ответы, которые в последующем могут повредить вам и другим людям;
— для поддержания сил ешьте все, что вам предлагают, даже ту пищу, которая категорически не нравится;
— соблюдайте личную гигиену и чистоту, насколько позволяет ситуация;
— наблюдайте за преступниками и постарайтесь запомнить как можно больше информации о террористах (их количество, вооружение, имена, клички, приметы, особенности речи и манеры поведения, телосложения, тематику разговоров).
Действия при поступлении угрозы по телефону:
— Если у вас есть автоматический определитель номера, сразу же запишите определившийся номер телефона
— При наличии звукозаписывающей аппаратуры запишите разговор, извлеките кассету и примите меры для ее сохранности
— При отсутствии звукозаписывающей аппаратуры постарайтесь дословно запомнить разговор и немедленно запишите его
— По ходу разговора запоминайте такие детали, как пол и примерный возраст звонившего, особенности его речи (голос: громкий, тихий, низкий, высокий и т. д.; речь: быстрая, медленная, внятная, невнятная, с заиканием, шепелявая, с акцентом или диалектом, с нецензурными выражениями, развязная и т. п.), звуковой фон (шум автодороги или железнодорожного транспорта, звук телевизора или радио, другие голоса и т. д.)
— По возможности во время разговора постарайтесь получить ответы на следующие вопросы:
§ кому, куда и по какому телефону звонят?
§ что от вас требуют и кто выдвигает эти требования?
§ когда и каким образом можно связаться со звонившим?
§ кому вы можете или должны сообщить о разговоре?
— Зафиксируйте точное время начала и окончания разговора. Не бойтесь запугивания, по окончании разговора немедленно сообщите о нем в правоохранительные органы
— В ходе разговора постарайтесь склонить собеседника к тому, чтобы вам дали как можно больше времени для принятия решения или совершения каких-либо действий.
Действия при получении писем и записок, содержащих угрозы
Угрозы в письменном виде могут быть отправлены по почте, переданы со случайным человеком, подброшены в почтовый ящик, прикреплены к автомобилю.
— Постарайтесь не оставлять на письме или записке отпечатки своих пальцев
— Не мните полученный документ и не делайте на нем пометки
— Положите все, что получено (письмо, записка, упаковка, конверт, другие вложения), в чистый полиэтиленовый пакет и поместите этот пакет в плотную жесткую папку
— Обратитесь с полученными материалами в правоохранительные органы, оформив их передачу путем подачи письменного заявления или протоколом
— Ограничьте и не расширяйте круг лиц, которые знают о содержании полученного вами письма (записки)
Психологическая подготовленность человека к действиям в опасных и экстремальных ситуациях
Неподготовленный в психологическом отношении человек, столкнувшись с реальной угрозой для жизни, перестает правильно оценивать ситуацию. Он думает, что опасность гораздо больше, чем есть на самом деле, и начинает заранее представлять себе самые жуткие картины своего будущего.
В чрезвычайной обстановке важно, чтобы человек был в состоянии:
— принимать быстрые решения;
— уметь импровизировать;
— постоянно и непрерывно контролировать самого себя;
— уметь различать опасности;
— уметь распознавать людей;
— быть самостоятельным и независимым;
— когда потребуется, быть твердым и решительным, но уметь подчиняться, если это необходимо;
— определять и знать свои возможности и не падать духом;
— в любой ситуации не сдаваться и пытаться найти выход.
Каким же образом должен подготовить себя человек к тому, чтобы помочь себе выжить в опасной или экстремальной ситуации?
1) развивать у себя установку на выживание, т. е. на готовность к спокойным и целенаправленным действиям:
— осознание («Я понимаю, где я оказался и что со мной происходит»);
— оценку («Я не растеряюсь и не испугаюсь»);
— поведение («Я вспомню все, что знаю и чему меня учили. Я буду терпеливым, внимательным и наблюдательным»).
2) уметь анализировать свои поступки и действия, ошибки и промахи, чтобы в будущем их не повторять;
3) развивать и укреплять свои волевые качества (уверенность, настойчивость, целеустремленность, умение противостоять трудностям и преодолевать их);
4) научиться побеждать свой страх, заставить себя спокойно рассуждать и поставить перед собой цель — выжить во что бы то ни стало. Чтобы побороть свой страх, необходимо:
— внимательно осмотреться, найти удобное положение, позволяющее расслабиться и успокоиться;
— дышать глубоко и спокойно;
— сосредоточившись на ближайших делах, размышлять и планировать свои дальнейшие действия.
Как защитить себя, уберечь свое здоровье и жизнь, спасти родных и друзей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, должен знать каждый.
Ватно-марлевая повязка
Внимание всем на работе 1 часть
Порядок оборудования простейших убежищ
Противогаз
Респиратор
Тканевая маска
Тревожный чемодан