ЛогопедиЯ

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА?

«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи.
Правило первое
: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Кока». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.Итак, вот несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника:

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было, где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

Как организовать занятия по развитию речи дома

        Итак, Вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того как у Вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Естественно, Вы столкнетесь с трудностями, главная из которых – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – ИГРОВАЯ.
ВСЕ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬСЯ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ.
        Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3 – 5 минут, постепенно увеличивая время. Длительность занятия не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет воспринимать никакую информацию.
        Лучшее время для занятия УТРОМ после завтрака или во второй половине для ПОСЛЕ СНА.
        Разбейте игры и упражнения, которые Вы запланировали на день, на несколько частей. Например, игры на развитие речи и игры с язычком проведите утром. Игры с пальчиками сделайте на прогулке, а игры на развитие памяти и внимания – во второй половине дня.
         ГОВОРИТЕ ЧЕТКО, ПОВЕРНУВШИСЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ. ПУСТЬ ОН ВИДИТ ДВИЖЕНИЯ ВАШИХ ГУБ, ЗАПОМИНАЕТ ИХ.
Отложите занятия,если ребенок плохо себя чувствует.
ЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКАС ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ!

Старайтесь ежедневно прочитывать ребенку хоть несколько страниц, рассмотрите картинки, опишите их, задайте вопросы по тексту.

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ!
Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛОВО «НЕПРАВИЛЬНО»!
ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ВСЕ НАЧИНАНИЯ РЕБЕНКА!
ХВАЛИТЕ ДАЖЕ ЗА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ!
Не бойтесь экспериментировать, игры можно придумать самим, можно упростить сложные игры.

Когда необходима помощь логопеда?

Любящие и заботливые родители должны знать, что до того, как ребенок научится произносить первые слова, он должен понимать обращенную речь:

  • 3−6 месяцев: здоровый малыш прислушивается к голосам взрослых
  • 6−10 месяцев: ребенок начинает понимать простые инструкции — «Поцелуй маму»
  • 10−12 месяцев: ребенок понимает название отдельных предметов, а к 14 месяцам узнает их изображения

В случае отсутствия у ребенка понимания речи, а также если в первый год жизни ребенок не гулит и не лепечет стоит проконсультироваться у невропатолога и логопеда.

Если ребенок в 1,5−2,5 года практически не имеет понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «дай», «пить» — в это же время необходимо проконсультироваться со специалистом (невропатологом или логопедом) и начать занятия по развитию речи.

Возраст с 2 до 3 лет является особым периодом. Вовремя полученные рекомендации специалиста превращают молчаливых малышей в говорунов, а это в свою очередь влияет на общее развитие детей.

В возрасте 4−5 лет Вы заметили, что ребенок пропускает, искажает звуки — индивидуальные логопедические занятия с логопедом позволят преодолеть речевые нарушения.

Логопед ведет свою работу преимущественно по следующим направлениям:

  • раннее речевое развитие;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие связной речи;
  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция грамматического строя речи;
  • обогащение и уточнение словарного запаса;
  • обучение рассказыванию.

                        Логопедическая гимнастика для языка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.